В данной статье рассмотрим медийную часть турниров, онлайн и оффлайн(лан), а конкретнее поговорим о тех СМИ и журналистах, которые так или иначе связаны с киберфутболом.
Термин медиа (англ. media), означающий средства коммуникации, в зависимости от контекста, может означать следующее:
Медиаданные — совокупность различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию (мультимедиа).
Средства производства и передачи этих данных на основе стремительно развивающейся интерактивности:
- традиционные средства массовой коммуникации (СМК, масс-медиа).
- «новые медиа (средства коммуникации)», использующие цифровые и сетевые технологии коммуникации.
СМИ и журналистика в киберфутболе
Материалы для киберфутбольных порталов, интервью с игроками и организаторами, репортажи с турниров, аналитика, отчёты и обзоры турниров, печатные или цифровые издания о киберфутболе - всё это так или иначе является СМИ в киберфутболе. Даже написание этой статьи для Fifagc.ru так или иначе является работой журналиста, которая делается ради достижения каких-то целей, в данном случае это попытка донести до киберфутбольного сообщества СНГ, что у наших турниров не всё так плохо, как многие описывают и рассказать о том, к чему нам стоит стремится в ближайшем будущем при работе со СМИ, а FIFAgc.ru это одно из СМИ в киберфутболе, расставить реальные цели, а не писать везде, что нам надо делать всё "как у ESL" и удивляться, когда это не получается. У нас всё немного иначе, чем у доты или кс, киберфутбол=футбол и у нас свой путь развитий.
Рассмотрим сначала те СМИ, которые присутствуют в киберфутбольном сообществе СНГ, а потом поговорим о том, что можно с ними делать и как с ними работать или не работать:
- Местные ТВ каналы(федеральные в киберфутбольной среде не появлялись давно, их не рассматриваем, освещение WCG 2002 на НТВ и упоминание о FIFA не берём в расчёт), а вот местные локальные ТВ каналы раз от раза выпускают интересные и не очень репортажи с турниров проходящих в их городах. Исключением из правил последнее время становится игровой телеканал Gamanoid.ru, который всё чаще освещает турниры ФКФ России и сам публикует интересные новости о FIFA.
- Газеты и журналы в печатном и цифровом виде. Проще было бы сказать, что газеты не пишут о киберфутболе, но это не совсем правда, раз от раза после крупных турниров, последний раз после Кубка России, появляются упоминания о турнирах по FIFA и даже интервью с игроками. Если в печатном виде упоминания о FIFA это скорее чудо, то в цифровых версиях и на сайтах газет и журналов упоминание о FIFA увидеть можно чаще, но также очень редко.
- Радио каналы. Не самый активный канал поступления информации в котором можно услышать слова FIFA или киберфутбол, но и сказать, что об этом не говорят тоже нельзя. За последние 3-4 месяца слышал сам и даже участвовал в радио передачах, где рассказывали или обсуждали киберфутбол.
- Киберспортивные порталы(именно киберспортивные, а киберфутбольные пойдут пунктом ниже). Тут примеров полно, вот несколько сайтов: Virtuspro.org, Goodgame.ru, Navi-Gaming.com, cyber.sports.ru, proplay.ru, gameinside.ua и это только русскоязычные, а про англоязычные не пишу даже. Упоминание о FIFA турнирах на многих из этих ресурсов обычно очень скудные или вовсе отсутствуют, даже если одной из дисциплин крупного турнира будет FIFA, то редакторы могут позволять себе просто вырезать эту информацию. Сайты связанные с киберспортивными командами Navi-Gaming.com или GoodGame.ru обычно пишут только о тех турнирах, где выступают их игроки и чаще только если выступления удачные, да и новости обычно очень скудные и в написание их обычно не вкладывается много времени и сил и то если турнир был крупный, но о более мелких турнирах уже не пишут, а в целом киберспортивные СМИ до сих пор не считают киберфутбол важной темой, чтобы о ней писать, поэтому рассмотрим ниже киберфутбольные порталы.
- Киберфутбольные порталы. Тут их только два, рассматриваем самые активные и популярные, это наш любимый Fifagc.ru и не такой любимый, но тоже значимый в киберфутбольном сообществе портал - Fifa4stars.ru. Кажется вот где должно быть очень много информации о киберфутбольных турнирах, но нет, в лучшем случае тут проводятся отборы на крупные турниры от ФКФ России. Если FIFAgc.ru постоянно публикует интервью, интересные материалы об игроках и о турнирах, то на Fifa4stars.ru с этим всё на много хуже и информации о киберфутбольной активности в СНГ не связанной с сайтом вы там не найдёте.
- Группы в Вконтакте. В качестве киберфутбольных СМИ в Вконтакте могут выступить всего несколько групп и пока они далеко не самые популярные. Группы ФКФ России это сейчас один из самых простых способов получить информацию о турнирах в своём городе и в России, но и там не все группы активны и пишут далеко не обо всём, что происходит в их городах. Так же одна из самых старых групп в ВК - ProFifa, которая была создана с целью повышения уровня профессионализма игроков, где публикуется информация о крупных Fifa турнирах, обучающие ролики от Pro игроков и многое другое.
- Печатные киберфутбольные издания. Сейчас увы отсутствуют, существовал, но не долго и сейчас находится в заморозке журнал о киберфутболе TESF (TOTAL eSports Football)
- YouTube каналы. Увы, но ни один ютуб канал нельзя назвать киберфутбольным СМИ. Ютуберы очень редко размещают у себя информацию о предстоящих турнирах или делают обзоры с них.
- Ютуберы и их каналы на ютубе, твиче и группы в ВК. Тут дела обстоят достаточно печально, только несколько СНГ ютуберов снимающих свои ролики играя в FIFA заинтересованы в развитие киберфутбола.
- Киберфутбольные стримеры из числа Pro игроков. Киберфутбольные стримеры, не путаем с ютуберами и просто стримерами, стримят обычно турниры и люди могут посмотреть на их игру в этих турнирах. С недавних пор ФКФ России поддерживает начинания любого игрока, который готов начать стримить свою игру в турнирах, но пока это не так сильно развито и число таких игроков очень мало.
Вроде никого не забыл, если забыл то добавляем в комментариях. Рассмотрим теперь варианты взаимодействия с описанными выше СМИ и каким образом они могут помочь в развитие киберфутбола.
- Местные ТВ каналы. Как ни странно местные ТВ каналы отлично подходят только для размещения отчётного материала для того, чтобы более старшее поколение смогло узнать то, что из себя представляют турниры по киберфутболу, но тут очень важно, как был снят материал и какую информацию он несёт. Зная, как работают наши ТВ каналы, не всегда снятый материал подаётся правильно и подобные новости могут нести негатив в массы, что ничего хорошего не даст в развитие киберфутбола. Про федеральные каналы сейчас не говорим, реклама на этих каналах стоит нереально дорого и трату бюджета любого турнира на неё считаю неэфективной, но вот отчётный материал с крупного мероприятия может быть интересен для любого канала и сделан будет бесплатно. В ближайшем будущем запускается игровой телеканал и для развития киберфутбола будем пытаться запустить на нём передачу или размещать репортажи с турниров.
- Газеты и журналы в печатном и цифровом виде. Полезны для размещениях в них интервью с победителями крупных турниров, кратких анонсов и отчётов ою итогах турниров. Сильно вкладываться в работу с печатной версией газет не вижу, киберфутбольное сообщество очень мало читает газеты в печатном виде, а вот с цифровыми версиями и с сайтами газет и журналов работать нужно активнее.
- Радио каналы. Польза есть, но больше для анонсов турниров или интервью с организаторами. Помогает в повышение узнаваемости ФКФ города или освещённости населения о турнирах. В целом для развития киберфутбола было бы полезно иметь свою регулярную передачу на радио.
- Киберспортивные порталы. Тут выбор достаточно обширен, но работать с крупными порталами получается только в рамках очень крупных турниров на подобие ESWC или WSVG. Про другие турниры пока они не готовы писать и с этим надо бороться и пытаться объяснять, что киберфутбол - полноценная киберспортивная дисциплина.
- Киберфутбольный порталы. Тут всё очень просто, есть два крупных портала и ФКФ России с ними работает и других в целом не нужно, чтобы аудитория не расплывалась по рунету, но имела выбор, где играть. С этими двумя сайтами нужно работать, как можно активнее размещая на них интервью и киберфутбольные материалы различного рода, обучающие, информационного толка и развлекательные, но все направленные на развитие киберфутбола.
- Группы в Вконтакте. Есть сеть групп ФКФ, ряд развлекательных групп, любительские группы проводящие турниры, групп продавцов монет в UT и группы ютуберов. С сетью групп ФКФ всё ясно, а вот с другими не так всё просто. Группы проводящие турниры в онлайне, не так полезны, как кажется, это прямые конкуренты двум центральным сайтам и они растаскивают аудиторию и с ней становится сложнее работать, если все играют на двух сайтах, то новости до людей доходят эфективнее и это полезнее для развития киберфутбола, а группы проводящие свои турниры в ВК не особо активны и не всегда идут на контакт и многим не интересно развитие киберфутбола, как спорта.
- Печатные киберфутбольные издания. Журнал TESF в заморозке и без нужной команды или большого количества времени запуска в ближайшее время не планируется. Это не очень критично для развития киберфутбола, но иметь своё издание было бы приятно.
- YouTube каналы. Работа с ютуб каналами только начинается, я говорю не про ютуберов-фиферов, которых мы все знаем, а про ютуб каналы не связанные с фифой, а к примеру летсплейщиков или обзорщиков, с ними работать надо и мы будем это делать, для пиара турниров и различных киберфутбольных активностей. Раньше это делать было не возможно, так как было не сильно развито коммьюнити и ФКФ не имело возможностей это делать, сейчас всё проще и в ближайшее время это будет реализовано.
- Ютуберы и их каналы на ютубе, твиче и группы в ВК. Тут есть два типа ютуберов, заинтересованные в киберфутболе, как спорте и незаинтересованные в киберфутбола, как в спорте, а лишь играющего в УТ и никак не участвующие в турнирах и тп активностях. С первым типом всё понятно и с ними просто работать и всё понятно, а вот со вторым типом не понятно, как иметь дело. Вроде бы они должны понимать, что развитие киберфутбола им на руку, но многие из них не хотят это понимать и дальше клипают ролики без думно и завидуют Кефиру, который делает и ролики и выигрывает турниры.
- Киберфутбольные стримеры из числа Pro игроков. Тут ФКФ России делает всё, что может для развития и популяризации этого направления и полностью поддерживает игроков, которые начинают стримить. В будущем в этом направление будет вестись всё больше работы.
Вот в целом и всё. Выше названы все самые важные представители СМИ в киберфутболе, возможно кого-то забыл, пишите об этом в комментариях. Не надеюсь, что данный материал будет очень интересным многим, но надеюсь, что поможет понять тем, кто только входит в мир киберфутбола, как и с кем можно работать и что может помочь в развитие киберфутбола. Эту тему можно было развивать ещё дальше, но об этом в следующих статьях из цикла статей "Развиваем киберфутбол" Киберфутбол=Футбол!
|